21 ноября 2000 года во Всемирной Сети впервые появился Интернет-портал «Абитуриент». Этому предшествовала совместная, практически годовая и очень интенсивная работа корпорации «Intel» и подразделений Московского физико-технического института: Межвузовского «Физтех-центра», Заочной физико-технической школы и Центра COT&C МФТИ. В ходе выполнения проекта в Межвузовском «Физтех-центре» была сформирована Лаборатория научно-информационных технологий в области образования.
В компетенцию лаборатории входило абсолютно всё, что связано с разработкой, поддержкой и совершенствованием сложных Интернет-систем, в основу создания которых положены современные информационные, педагогические и компьютерные технологии. Это web-программирование, разработка архитектуры объектно-ориентированных программных комплексов, создание интерфейсов, графический дизайн, управление медийными и контент-проектами и многое другое.
И именно тогда в Межвузовском «Физтех-центре» зародилась очень интересная идея: используя результаты, полученные в ходе выполнения проекта, создать принципиально новую систему, фактически не имеющую аналогов, способную работать с содержательным наполнением системы довузовского образования МФТИ, которая, кстати сказать, ежегодно охватывает несколько десятков тысяч человек. Создать Единое Информационное Пространство.
Тому было несколько причин. Первая заключалась в том, что созданный Интернет-портал, по сути своей, был ориентирован на средние объемы информации: десятки, сотни и даже тысячи страниц, но отнюдь не десятки и сотни тысяч. Второе: менее чем за полгода работы в онлайне, на Интернет-портале «Абитуриент» было зафиксировано более 200 000 обращений. Цифра, по сути своей, удивительная. Ведь по официальным данным министерства образования Российской Федерации всего лишь несколько процентов школьников и абитуриентов имеют доступ к сети. И вдруг — более 200 000 обращений к ресурсу, освещающему вопросы, имеющие отношение только к системе Физтеха. Об общей Интернет-аудитории, которую составляют абитуриенты и школьники Российской Федерации, и говорить не приходится.
И постепенно стало понятно, что проведение методической работы по каналам сети Интернет с талантливой молодежью и абитуриентами Физтеха оправдано, так как до этого момента любые относительно точные прогнозы численности контингента абитуриентов, способных использовать Интернет, сделать было достаточно сложно.
Кроме того, к этому моменту уже существовал прототип системы, средствами которой возможно проведение интенсивной методической работы через сеть. Но опять же, система, как и Интернет-портал, была ориентирована, прежде всего, на средние объемы информации: сотня, может быть несколько тысяч задач. И всё, абсолютно всё, очень гибко управлялось из локальных сетей Лаборатории «Физтех-центра». И ниоткуда больше, потому что только на таком уровне позволяли реализовывать проект существующие технологии. Традиционно использовались программные комплексы под Win32, PHP и HTML в качестве языков программирования и разметки для Интернета и множество SQL баз данных. Для каждого проекта существовала своя собственная программа, свой программный код, которые иногда взаимодействовали. У каждого web-ресурса был свой внешний вид, свой дизайн, намертво зашитый в структуру, и никаких возможностей масштабирования, постепенного наращивания производительности и функциональности в соответствии с растущими требованиями предусмотрено не было. И если хочешь, например, увеличить функциональность — сиди и переписывай web-сайт, заново, с нуля. Приходилось забывать обо всём, что было сделано раньше. В случае необходимости сменить дизайн сайта требовалось минимум две недели работы и большое количество изменений в разметке сайта.
Так был устроен Интернет, так же он устроен порой и сейчас, если говорить об отдельных, псевдо-динамичных и автоматических web-сайтах, написанных с использованием языка разметки гипертекста. С него начиналось всё. Но потом появился XML, Java и АРП-технологии.
XML – это ни что иное, как своеобразный язык над языком. Если раньше наши возможности были жестко ограничены возможностями существующего языка Интернет-разметки, то появление XML позволило самому описывать свою собственную разметку и языки, необходимые для использования в проекте. Появилась возможность отдельно хранить внешний вид сервера, его структуру, отдельно — файлы с контентом. Если возникает необходимость изменить внешний вид, выполняется замена нескольких файлов оформления — и тот же самый контент обтягивается новой оболочкой, приобретает совершенно новый внешний вид.
Java - целый спектр технологий, позволяющих создавать практически любые приложения под любые операционные системы, вне зависимости от той программной и аппаратной среды, на которой придётся работать. Это и называется кроссплатформенность: однажды написанная программа работает везде. Сложные механизмы взаимодействия динамики в Интернете, интерфейсы для работы с базами данных, создание корпоративных систем экстремальной сложности.
АРП-технологии используют все возможности Java и XML. Система Арптек, с помощью которой и производится управление АРП-сайтами, позволяет создавать многочисленные информационные решения для среды Интернета, организовывать учебный процесс и потоковое размещение информации в проектах, общая численность участников которых составляет сотни и тысячи человек. Перечисленные технологические достижения были использованы при работе над проектом в МФТИ.
Началась разработка системы, аналоги которой только лишь начинали появляться в сети, как правило, на очень крупных и известных проектах Российского Интернета: поисковые машины, каталоги, онлайновые версии печатных изданий, крупнейшие медийные проекты. Единицы компаний, достаточно крупных, пытались делать что-то подобное. Не у всех получалось. Но было ясно одно: за этим будущее и рано или поздно к этому придут все.
Если возникала необходимость создать Интернет-ресурс, то ранее выполнялось написание гипертекста, вставка картинок и графики в Интернет-страницу. Для того, чтобы разработать качественный ресурс, этого было достаточно. И вот, появилась динамика: базы данных, языки программирования. Постепенно в Интернете начинается интенсивное разделение труда: «программируем web-сайты», «разработка интерфейсов и графический дизайн» и т.д.
Поэтому создание такой системы, Единого Информационного Пространства вуза, заключается в том, что отдельно разрабатывается архитектура такого решения и выполняется суперсложная программная реализация, в которой без знания основ объекто-ориентированного программирования и делать нечего, а отдельно пишется разметка, и разрабатываются интерфейсы систем. Тут даже слово «дизайн» не совсем подходит, поскольку то, что делается, уже и не сайт вовсе. Потому что система Арптек это сложный программный комплекс, который работает в Интернете, взаимодействует с пользователями и управляет информационными потоками.
Эти задачи выполняла специально созданная группа разработки архитектуры, программирования, поддержки и обновления программной среды. Ведь программная реализация и системное администрирование среды, в которой живёт система на сервере, требует особого внимания. Такой системный администратор обязательно должен разбираться в программировании.
Также была создана группа разработки проектов. Графический дизайн, разработка интерфейсов. Тут нужны опытные дизайнеры, специалисты по юзабилити (от английского use): есть такая наука о том, что удобно в работе использовать, а что нет. Здесь же работают те, кто знает язык, на котором пишется разметка. Что тоже не очень просто: расширяемые таблицы стилей, каскадные таблицы стилей и т.д. и т.п.
Программисты пишут код, отдельно работают дизайнеры, а отдельно те, кто пишет разметку, и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Потому что без этого никак: спроектированный интерфейс отдаётся на вёрстку, где его начинают разрабатывать. После написания программного кода к работе подключается дизайнер, который должен сделать интерфейс для удобной работы с кодом.
Разделение труда - обычная тенденция, как и в любом другом деле. Интернет меняется, растёт, и становится массовым. И уйдёт, как в своё время в прошлое ушла романтика лётчиков в кожаных шлемах и покорителей полюсов, романтика «web-дизайнера» – бога, который делает нечто совсем непонятное обывателю.
Но в силу такого жесткого разделения труда сразу же появляется острая нехватка высокопрофессиональных специалистов и еще большая нехватка просто грамотных людей, которые могут воедино увязать всю эту юзабилити, архитектуру и много чего ещё. Этих людей иногда называют менеджерами.
И если известно, что разработка более простых систем требует десятков тысяч человеко-часов, сразу станет понятно, какие вопросы приходилось решать. Кто смог бы вообще создать такую систему? Кто смог бы по своему уровню подготовки принять участие в разработке и дальнейшем развитии систем Единого Информационного Пространства?
На Физтехе существует много талантливых ребят, ведь именно для этого десятки лет существует уникальная физтеховская система отбора и развития талантливой молодёжи в области естественно-математических наук. Поэтому объясним тот высокий интерес, который был проявлен на Физтехе к проекту.
Представьте себе шестнадцатичасовой рабочий день, почти полное отсутствие выходных и праздников. Желание достичь поставленной цели. Ведь то, что создано, вдвойне уникально: далеко не каждое государственное учебное учреждение имеет сейчас качественный ресурс в сети Интернет. Тем более что эффективных аналогов проекта не было.
Кроме того, практически каждый медийный проект Интернета, будь то онлайновая СМИ или просто новостийный сервер, имеет дело с содержательным наполнением, с контентом. И вопрос, связанный с тем, какой контент размещать на сервере и как обновлять новостные ленты, очень актуален для каждого проекта в Интернете: если сайт не обновляется более двух дней, то не будет посетителей. Поэтому приходилось самим думать над наполнением сервера. Тут, конечно, редактор и контент-менеджер проекта во главу всего ставятся. Их задача — каждый день находить что-то новое, интересное и полезное для посетителей.
Кроме того, для удобства пользователей требуется увеличить скорость загрузки страниц, улучшить качество и скорость публикуемой информации — и на сервере формируется комьюнити, или ядро аудитории. Это те, кто живёт там, кто друзей себе нашел и вопросы на форуме обсуждает. Ведь форум это отдельная тема для обсуждения. За полгода на форуме портала "Абитуриент" www.abitu.ru состялось более тысячи обсуждений того, как поступить в институт. Даже результаты олимпиад МФТИ и экзаменов выложены на сайт. По телефону узнать свой результат дольше, чем в Интернете.
Удобно это. Поэтому и развивается, поэтому за этим будущее. Развитие Интернета продолжается, а потом, на смену «высоким технологиям», быть может, ещё что-нибудь придёт. А пока нужно идти в ногу со временем, организуя удобную систему, доступную тысячам школьников и абитуриентов по всей России.