Что такое Арптек? Вкратце – это дерево с объектами. Дерево страниц, отчётов и таблиц, дерево с листьями-документами и ветвями-сайтами. Вся система построена на средствах управления этим деревом и не зависит от того, какие именно объекты на нём помещены.
Есть программная среда. Что это такое не суть, суть то, что она может. А может она практически всё: деревом управлять, а больше ничего и не надо. На дереве объекты живут, с разным набором свойств у каждого. А еще дереву, ну, или точнее программной среде можно объяснить, что, вот мол, есть такой объект, и сделай возможным так, чтоб мы его могли на твоём дереве поселить. И работать с ним, как нам захочется.
А число объектов на дереве можно увеличивать, как нам захочется. То есть, если нужна какая-нибудь новая функциональность, объясняем дереву, что это такое, и вперед — работаем с ним.
Но есть и отличие от простого дерева объектов, скажем, файлов и папок в броузере. Это, во-первых, полная интеграция в WWW . Дерево полностью хранится на сервере и с любого компьютера (после ввода пароля или при помощи другой системы аутентификации), любой клиент может получить доступ к объектам.
Во-вторых, система не зависит от выбранной платформы. Получить доступ ко всем документам можно из любого браузера. Разумеется, если документы хранятся в виде doc-файлов Word’а или электронных таблиц Excel , то для их просмотра и редактирования потребуется специальная программа. И если такое приложение установлено, то пользователь сможет получить доступ к своим документам из любой точки земного шара, был бы только доступ и доступ побыстрее…
Для наиболее популярных форматов хранения данных, таких как текст (с возможностью форматирования и вставки объектов) в системе предусмотрены собственные средства для просмотра и работы.
В расширенной версии системы, предназначенной для использования более чем одним пользователем (не считая, разумеется, посетителей сайтов), предусмотрена удобная работа с документами на уровне задачи. Каждый объект имеет свойства, которые указывают, кто в данный момент работает (или должен работать) над объектом, какие задачи с ним надо выполнить и насколько эти задачи важны.
Задачи назначаются как отдельному пользователю, так и целой группе, напр. группе финансового отдела. Тогда можно выбрать, будет ли она выполняться одним человеком или несколькими. После этого задача ставиться на выполнение, заносится в список задач конкретному пользователю и ожидает того момента, как пользователь обратит на неё внимание и приступит к её исполнению.
После исполнения задача считается выполненной и сдаётся в соответствующий архив выполненных задач.
Да, и еще, кстати сказать: любой объект дерева рисуется в веб. Вернее, это не совсем свойство объектов, сколько, скорее, второе свойство нашей программной среды: объекты дерева в вебе рисовать. В виде страниц веба.
А ещё в программной среде живут пользователи. Но их на дереве не селят: зачем им там быть, коли в вебе их нарисовать нельзя. Ещё точнее, свойства-то их нарисовать можно, а вот самого пользователя нельзя: как это сделать? То-то. Вот поэтому пользователи живут отдельно, а еще у них группы есть. А группы права доступа пользователя к объектам определяют.
Соответственно дерево может устанавливать права пользователей на свои объекты. Каким образом? Правильно, через группы. Всё, больше вроде ничего не забыл.
Разумеется, не все пользователи могут получить доступ ко всем объектам. Например, гость из другой компании может иметь право просмотреть пресс-релизы, но исправить их, а, тем более, поправить финансовый отчёт Вашей компании, смогут далеко не все. Политика безопасности реализуется на основе групп. Задав один раз политику безопасности для какого-либо объекта, вам не придётся менять её при добавлении или удалении пользователей, т.к. список групп остаётся неизменен.
Возникает вполне естественный вопрос: как деревом управлять будем. Ведь оно такое, такое большое, непонятное и «не суть что это такое». А очень просто будем управлять. Что может среда? — Рисовать сайты. Тогда, давайте, на основе программной среды сделаем сайт, который нашем деревом управлять будет. Ну, хоть как-то. А потом, как появляется некая специфичная операция, которую с помощью среды надо выполнить, так мы сразу — бац, и интерфейс под эту операцию выполняем. Такой интерфейс, чтобы с его помощью операцию эту максимально удобно выполнять было.
Так появились АРП-системы. Под определенные нужды берем — выделяем какую-то пачку объектов, которые могут жить на дереве, даём их пользователю, и он с ними работать начинает. И для того, чтобы с этим пучком объектов-функциональностей пользователю было максимально удобно работать, ему интерфейс для этого специальный делается: тот, с которым ему жить лучше всего будет. Системному архитектору, и всем, кто увлекается программированием на Java — один интерфейс, контент-менеджерам и прочим, кто сайтом управляет, редактирует его, наполняет — другой интерфейс. Подробнее? — Пожалуйста. Архитектор или программист работают с понятиями типов объектов, и их свойств, а тот же редактор сайта плевать на эти типы хотел. Ему функциональность нужна: чтоб материал просто публиковать было, не вдаваясь в подробности какие там объекты и где на дереве при этом появляются или исчезают. Ему главное — действие. Есть он, удобный экшн, работает система, показывает результаты сего экшна в Интернете — круто, ничего ему больше не надо, всё и так хорошо.
В новой системе исчезает понятие интерфейса администратора и клиента. Всё делается в одной среде, в одном веб-интерфейсе. Нет разницы между просмотром документа с сайта обычным работником фирмы или посетителем.
Разумеется, при переходе из одной области пространства в другую может потребоваться ввод пароля. Например, когда обычный пользователь веб-сайта хочет получить доступ к содержимому вашего финансового отчёта, ему будет необходимо ввести пароль. Если не введёт – то ничего, кроме просмотра веб-сайта компании (или ещё каких-либо разделов информационного пространства, открытых администратором для общего доступа) он сделать не сможет.
И вот мы пришли к тому, что есть программная среда, есть сайты, которые она рисует, и сайты эти бывают двух основных видов: те, которые средой управляют, и те, которые управляются. Те, которые управляют, выполняют экшн, называются Интранет или Экстранет областями Информационного Пространства. Те, которые управляются и пользователям в Интернете информацию, результаты действий редакторов показывают — так и называются, Интернет-область.